В период физиологических изменений возникает новый образ физического «Я».

Вот тут-то часто проявляются подводные камни. Внешняя непривлекательность (угловатость или округлость) могут вызывать тревогу и чувство неполноценности. Даже случайная шутка может вызвать горькую разочарованность в себе. 

Так как представления о себе в этот период нестабильны, для подростка важна эмоциональная оценка окружающих. Поэтому он нуждается в большей (чем может показаться из-за демонстративно- самодостаточного поведения) поддержке и уважении его личности. Первоначальное представление о себе — это мозаика, которая складывается из представлений о том, как выглядит собственное тело, фигура (физическое «Я»), каковы мыслительные способности (интеллектуальное «Я»), из представлений о том, какой я человек, друг («я» — характер). Мозаика собирается постепенно. Самопознание в основном происходит через друзей: подросток сравнивает себя с другими, анализирует. Именно благодаря общению с друзьями, сверстниками у подростка формируются представления о самом себе: о своих способностях (интеллекте), внешности, социальной значимости. В общении формируется оценочное мнение о самом себе. Подросток узнает насколько он уверен в себе, критичен, конфликтен. Как к нему относятся другие. Также он познает себя как индивидуальность: свой характер. Личные особенности, способности, привычки, странности, склонности. Развитие личности подростка характеризуется двумя основными потребностями: потребностью в самоутверждении, и потребностью в общении со сверстниками. Поэтому подростку важно выглядеть привлекательно в глазах других. «Меня замечают, меня принимают, меня уважают — значит, я достоин уважения, значим, — значит, я могу уважать самого себя, принимать самого себя и других». Так формируется у молодых людей чувство личной ценности.

Ранимость, неопределенность, зависимость собственной самооценки от мнения окружающих приводит к высокой чувствительности к критике. Вот почему наши дети так часто обороняются от нас агрессией. Очень часто проблемы подростков коренятся в семейных проблемах, и поэтому семейная психотерапия является практически обязательной в данных случаях. Но эти проблемы не обязательно чисто психологического свойства: под маской подростковых проблем очень часто развиваются серьёзные психические заболевания, которые важно своевременно распознавать и лечить.В этом большую помощь оказывает осмотр опытного психиатра или психотерапевта и объективное экспериментально-психологическое исследование, в процессе которого психолог-диагност выявляет имеющиеся нарушения мышления, памяти, концентрации внимания, эмоционально-волевого реагирования.


Остались вопросы? Закажите обратный звонок!